Производство и импорт вина в кризис (октябрь 2008 – март 2009)


Мы постаралась «развести» вина по ценовым группам (вина высокого качества – условно — это продукция дороже 200 рублей в розницу за бутылку).

Таблица 1 дает представление о том, как меняется в кризисный период динамика производства вина виноградного в России. Март примечателен тем, что вина столовые снизили темпы сокращения производства с 16%-21% за последние полгода до (-6,9%) в марте. Это хороший симптом, но в то же время рост производства обеспечивает преимущественно самое дешевое и низко качественное вино в пакетах и ПЭТ. Вина виноградные высокого качества (условно) в целом сохраняют тенденцию роста производства. Рост объемов производства может быть объяснен не столько потребностью рынка в реальном вине, сколько надеждой производителей на начало нового летнего сезона (а лето будет жарким, так что и пиво, и пиво имеют шанс несколько поправить свои дела). Однако, отставание по январю- марту 2009 г. все еще на пограничном уровне прогнозируемого спада в 15%. В то же время, вина виноградные высокого качества (условно) слегка меняют свое направление (по итогам января – марта прирост в 17,2%; но при этом прирост обеспечен январем и февралем; в марте – спад на 3,8%). Есть вероятность того, что апрель и май в лучшем случае сохранят производство высококачественного вина на уровне 2008 г. Уже это в условиях сокращения импорта будет означать рост доли российских хороших вин.

Таблица 1. Динамика кризиса производства легальной алкогольной продукции (октябрь 2008 – март 2009).

Виды продукции

Прирост объема производства кризисного месяца к соответствующему месяцу докризисного года

Прирост объема производства кризисного периода с начала года к соответствующему периоду докризисного года

Прирост производства в октябре 2008 г. к октябрю 2007 г.

Прирост производства в ноябре 2008 г. к ноябрю 2007 г.

Прирост производства в декабре 2008 г. к декабрю 2007 г.

Прирост производства в январе 2009 г. к январю 2008 г.

Прирост производства в феврале 2009 г. к февралю 2008 г.

Прирост производства в марте 2009 г. к марту 2008 г.

Прирост производства в январе- октябре 2008 г. к январю- октябрю 2007 г.

Прирост производства в январе- ноябре 2008 г. к январю- ноябрю 2007 г.

Прирост производства в январе- декабре 2008 г. к январю- декабрю 2007 г.

Прирост производства в январе- феврале 2009 г. к январю- февралю 2008 г.

Прирост производства в январе- марте 2009 г. к январю- марту 2007 г.

Сырьевая группа

Виноматериал виноградный

-7,2%

Группа низко алкогольной продукции

Вино виноградное столовое

-11%

-30,6%

-16%

-21,8%

-18,4 %

-6,9%

+2,5%

-0,4%

-1,9%

-19,3 %

-14,1%

Вина виноградные высокого качества (условно)

+14%

-25%

В 2,6 раза

+25,8%

+42%

-3,8%

+24%

+18,3%

+28%

+35%

+17,2%

Если же говорить о развитии процесса импорта в октябре 2008 – марте 2009 г., то надо отметить следующее: до октября 2008 г. развитие импорта происходило в целом вполне благополучно. Особенности каждой группы и подгруппы изложены в нижеследующей Таблице 2, отражающей динамику изменения импорта алкогольной продукции в октябре 2008 г. – марте 2009 г.г. По импорту в 4 квартале приходила продукция, заказанная импортерами ранее- до кризиса. В октябре – ноябре были проблемы с финансовыми средствами у импортеров, что внесло хаос в ритм их работы (на таможне скапливались грузы). В итоге вся продукция до конца года была ввезена в Россию. Но даже в этих условиях был виден спад по целому ряду показателей. Уже в конце 2008 г. многие импортеры начали отказываться от акцизной марки, договариваться с производителями о «замораживании» отношений до марта 2009 г. В 4 квартале значительное число операторов (прежде всего региональных импортеров) прекратили самостоятельную деятельность, перешли или переходят вновь «под крыло» крупных импортеров. Еще раз напоминаем, что понятие «вина высшей категории» введено условно – это вино, которое в розничной торговле стоит более 10 дол за бутылку (входная таможенная цена в Россию на уровне 2,5 дол и выше). Совсем недавно одна из компаний дала следующие данные: до 3 дол за бутылку входит в Россию через таможню почти 89% виноградного вина; от 3 до 6 дол – примерно 9,5%; и лишь 1%-1,5% — свыше 6 дол. В принципе таки и есть. Но от 2,5 дол и выше – это уже около 20% импортного вина.

В 1 квартале впервые за полгода в марте 2009 г. мы увидели рост импорта водки и ЛВИ на 5,8%; на 8,2% вырос в марте импорт шампанского и игристого после затяжного серьезного спада. Продолжают второй месяц подряд расти плодовые вина. В марте начался рост импортных ЛВИ. И практически в отношении основных импортных напитков. По итогам же 1 квартала 2009 г. «плюс» только по плодовым винам и по САН. В среднем же весь импорт упал примерно на 20%-30%. При этом спад потребления импортного алкоголя не превышает 20%.

Если же говорить о виноградных винах, то в марте спад импорта вина сократился до (-8,6%) с (-44%) в январе и (-29%) в феврале. Это сокращение спада (как и в производстве) можно объяснить надеждой импортеров на лучшую жизнь в летнем сезоне 2009 г.

При этом снижение импорта в группе белых вин коснулось прежде всего не вина высшей категории (оно выросло в марте на 0,5%, а по итогам 1 квартала упало всего на 8%), а вина белые прочие (в марте прирост (+2,8%), а в январе- марте спад на 28,4%). Иная ситуация с красными винами: вина высшей категории — в марте их падение 37,8%; а в январе – марте (-17,5%); красные прочие: в марте (+5,7%), а в январе-марте (-23,4%). Искать какие- то серьезные закономерности еще рано- на рынке продолжается хаос. Он абсолютно разбалансирован; нормально себя чувствует всего несколько компаний («Лудинг», «Вивайн» и ряд других). Если посмотреть на цифры, то прослеживается продолжение еще докризисной тенденции роста популярности белых вин в группе вина высшей категории по отношению к красным.

Спад по импорту виноматериала просто грандиозен (-40% в январе- марте). Лучше и не думать – из чего сегодня делают самое дешевое и массовое вино в России.

Таблица 2. Динамика изменения импорта алкогольной продукции в кризисный период 2008 – 2009 г.г.

Оставьте комментарий


Подвиги винного рынка… (в сокращенном варианте)

Лобби может усилиться… (в сокращенном варианте)

Регионы против нелегальной водки? (в сокращенном варианте)

Запад, не бойся инвестиций в российское вино…

О кипрской экономике в России, новом лоббизме и т. д.