«Трахтен» @ beer


Если в России говорят: «хлеб всему голова», то для баварца головой, безусловно, является пиво. «Живой хлеб» – второе название этого напитка в Баварии. И именно пиву этот веселый народ посвятил свой самый главный и красочный праздник – Октоберфест, который занесен в Книгу Рекордов Гинесса, как самый большой в мире.

Мюнхенцы признаются, что в их жизни существуют два главных праздника – Рождество и Октоберфест. И они серьезно готовятся к этим двум событиям и с большим трепетом относятся к традициям их проведения. Специально для Октоберфеста у каждого уважающего себя немца в гардеробе имеется национальный костюм, у мужчин – это «трахтен», у женщин «дирндл». И стар, и млад – все в национальных костюмах, и в ресторанах накануне открытия, и, уж тем более, на самом празднике. В оригинальные замшевые штаны до колена на лямках и баварские рубахи с огромным удовольствием облачаются и иностранные мужчины, а многие туристки наряжают себя в соблазнительные кофточки с глубоким декольте, корсеты, юбки национальных цветов, а поверх подвязывают фартуки в баварскую клетку.

Октоберфест впервые состоялся в октябре 1810 года, когда Бавария шумно играла свадьбу Людвига I и принцессы Терезии Саксонской. По сему случаю были устроены грандиозные народные гуляния с пивом и конными скачками, которые проходили на большом лугу у городских ворот (луг с тех пор носит имя Терезиного). Приглашены были все жители Мюнхена. И пиво, кстати, тогда наливали бесплатно. Мероприятие так понравилось Людвигу, что он отдал распоряжение проводить его ежегодно.

На «лугу Терезии» за два месяца до начала устанавливаются огромные шатры, вместимостью от 6 до 11 тысяч человек каждый. Только 6 пивоварен Мюнхена имеют права участвовать в празднике. Это Paulaner, Hacker-Pschorr, Spaten, Lowenbrau, Hofbrau и Augustiner. И пиво только этих шести компаний может называться октоберфестким. «Октоберфест – городской праздник Мюнхена. «Провинциалы» не обижаются. «Если бы у нас в городе проводился свой фестиваль, мы бы тоже никого сюда не пускали, а поили бы людей своим пивом. Таковы законы бизнеса», – признался заместитель руководителя небольшой пивоварни Menninger, расположенной под Мюнхеном, Вольфганг Хессльшлеггер.

[pro]алкоголь побывал на 175 пивном фестивале. Двери своего шатра для группы российских журналистов гостеприимно распахнула компания Paulaner.

Праздник, который продолжается 16 дней, открылся ровно в полдень, 20 сентября. Бургомистр Мюнхена Кристиан Уде в павильоне пивоварни семьи Шоттенхамель выбил пробку, провозгласил: «O zapft is!» (что в переводе с баварского означает «Бочка открыта!») и подставил под янтарную струю литровую пивную кружку. Любители пива, томившиеся на забронированных за несколько месяцев до начала праздника местах, тут же получили долгожданные «массы» – так в Баварии называют кружку, литровой вместимости. Это единственная пивная емкость, подаваемая на Октоберфест.

В шатре Paulaner, где мы отметили открытие праздника, было порядка 8 тысяч человек. Всего компания на празднике разбила 3 шатра. Люди сидели плотно прижавшись друг к другу. Курить в шатре строго запрещено, правда, проконтролировать такую толпу просто невозможно. Но послушные немцы действительно не курят – выходят на улицу. Сам шатер, который, по сути, является отдельным рестораном, самостоятельным бизнесом, не является собственностью производителя. Это отдельная фирма, которой пивоварня просто продает пиво. Но! Управляющий этого ресторана, который будет существовать только 16 дней, утверждается на правительственном уровне Баварии и в компании-производителе. Пиво к празднику начинают варить в мае-июне. Paulaner в этом году специально для Октоберфеста сварили 5 тысяч декалитров пива. Октоберфесткое пиво – особый сорт, его крепость 6° и обязательно pils. При этом компания, как признается Барбара Дегнан, менеджер Paulaner, не получает сверхприбыли от этого праздника, поскольку его организация требует больших расходов, значительная часть которых уходит на встречу гостей. Ежегодно производители на праздник приглашают большое количество партнеров (Paulaner в этом году встречали около трех тысяч человек) со всего мира и все чаще – это партнеры из России. Участие в празднике для мюнхенских пивоварен – это, прежде всего, имидж и сохранение традиций.

На следующей день, в воскресенье по традиции проводится праздничное шествие по улицам и проспектам Мюнхена. Всемирно известная процессия, проходящая в первое воскресение фестиваля, выходит на улицы столицы Баварии ежегодно с 1835 года. Возглавляет процессию символ Мюнхена – молодой монах (Muenchner Kindl).

Традиционно это молоденькая девушка, одетая в монашескую одежду желто-черного цвета, с большим колокольчиком в руке и верхом на лошади. В сопровождении праздничных карет бургомистра города, главы Правительства Баварии и членов городского совета. Праздничная процессия представляет собой захватывающее зрелище; начиная свое шествие от Siegestor, и проходя через сказочные улицы старого города к месту празднования Октоберфест – Theresienwiese. Костюмированные группы из разных городов Германии в исторических одеждах, исполнители фольклора, духовые оркестры, лучники, лошади в праздничных попонах, мюнхенские пивовары в нарядных костюмах, повозки мюнхенских пивоваренных заводов, украшенные в традиционном стиле кареты и экипажи — все они следуют в 7-ми километровой процессии. Красочность этого парада позволяет назвать его самой блистательной частью фестиваля.

Для Германии и Баварии – небольшой провинции Германии, где пива производится столько же, сколько во всей Канаде или Таиланде, – Россия на сегодня является стратегическим рынком для экспорта своей продукции. Потребление пива в Германии заметно сокращается. В 1976 году на душу населения в Германии приходилось 151 л., сейчас уже 111,7 литров, и экспорт это единственное, что позволяет не только не снижать производство, но и наращивать. При этом у баварских пивоваров принципиальная позиция: ни при каких обстоятельствах не варить пиво по лицензии. И только то пиво может называться «баварским», которое сварено в Баварии и согласно Закону о чистоте пива, который был подписан еще в 1516 году Вильгельмом IV и действует по сегодняшний день. Закон строго регламентирует из каких ингредиентов может быть сварено пиво, это: вода, ячмень, хмель и солод. За чистотой исполнения Закона и за чистотой использование бренда «баварское пиво» следит Баварский союз пивоваров.

Любопытно, что в самой Баварии значительно изменилась структура потребления пива. Одно из наиболее популярных сегодня сортов – это пшеничное, которое занимает 1/3 всего рынка. Всего же в этой пивной провинции производится более 40 типов пива и существует около 400 торговых марок. В России пшеничное пиво только начинает завоевывать своего потребителя. Во всей остальной Германии наиболее популярным по-прежнему остается pils. Немецкий пивной рынок очень сложный и отличается высочайшей конкуренцией, ни в одной стране мира нет такой высокой плотности однопрофильных компаний. При этом 65% всего немецкого пива производят 9 крупнейших пивных компании, а остальное пиво варят оставшиеся из 1 302 компаний. В этой стране распространена традиция наличия собственной пивоварни при пабе, а так же небольших частных пивоварен таких, например, как Menninger, которая так же активно развивает свой экспорт и поставляет в Россию пиво Liebenweiss и Grotwerg.

И еще одна особенность, которая не может быть не отмечена участниками российского алкогольного рынка. В Германии нет строгих ограничений в рекламе пива. Существует запрет на участие в рекламе пива детей и спонсорство спортивных мероприятий, пожалуй, это все. Важно отметить, что пиво в Германии приравнивается к алкогольной продукции и данный запрет распространяется равно как на водку, так и на пиво. И все это, думается, связано с тем, что умеют немцы культурно потреблять пиво.

Оставьте комментарий


Саке в винном бокале

Королевство белого вина

«Трахтен» @ beer

Вино в «северном» стиле

Кровь и вино