Ретроспектива элитарной русской водки


Даже, если вам покажут пустой стеклянный сосуд, вы, без сомнения, определите, какой напиток был в него налит. А все потому, что у каждого вида бутылки свои традиции и своя история. В России рядом со словом «бутылка» привыкли употреблять (и в прямом и переносном смысле) слово «водка». Как говорится, Россия — это страна, которая проделала путь от Третьего Рима через Третий Интернационал в «третий мир», и водка всегда сопровождала ее на этом пути.

Первые бутылки из стекла датируют VI веком. Они появились в странах Ближнего Востока и Северной Африки и имели специальные ушки с ремешками для удобства при переносе. Эти модели еще не отличались изяществом: были толстостенными, кривобокими, из мутно-грязного стекла с пузырями. Только в Италии в Средние века мастера из Венеции, Фаэнца и Урбино, достигли совершенства и превратили изготовление бутылок в искусство.

О русской бутылке — историческое слово

В России производство стекла началось в 1635 году. Первая российская бутылка появилась на стекольном заводе, располагавшемся в Подмосковье, около современной железнодорожной станции Истра, и служила емкостью для лекарств. Но только 25 октября 1800 года Сенат провозгласил указ: «По достаточному количеству выделяемого на заводах стекла, зеркал и всякого хрусталя, повелеваем привоз оных из-за границы прекратить». Вот бы сейчас такое постановление — поддержали бы тогда отечественное бутылочное производство!

И стоит заметить, что сегодня бутылки — один из наиболее массовых видов продукции стекольного производства. Современная тара весьма разнообразна по назначению, форме (которая зачастую как раз и определяется назначением, поскольку определенная форма способствует обеспечению оптимальных условий хранения продукта), цвету и вместимости. Водочные бутылки, несомненно, имеют свои особенности и названия (алашные, рябиновые, мокко и др.). А кроме функциональной роли современные бутылки несут и эстетическую нагрузку, являясь предметом украшения стола, интерьера. Их коллекционируют. А вот факт для любителей рекордов: как сообщает журнал «Российский альманах вин», самая большая в мире бутылка изготовлена двумя стеклодувами из Швейцарии — высотой 153 см и вместимостью 111 л!

Русская водка согревала сердца советских граждан

Надо сказать, что впервые так называемый эталон на водку был введен в России 1894-1896 годах, в этот период и запатентована впервые фирменная водочная бутылка — «Московская Особая», которая была очень популярна в 1894 году.

По сведениям ведущего научного сотрудника Института географии РАН, руководителя Центра политико-географических исследований, члена научного совета Московского центра Карнеги Николая Петрова, в советское время производилось 20 наименований водки. «Каждая из них имела свой ГОСТ, — рассказывает эксперт. — Из них можно было выделить восемь сортов, которые, как правило, имели какую-то региональную составляющую в своем названии. Это «Столичная», «Московская», «Сибирская», «Кубанская», «Золотое кольцо», пусть знатоки добавят. Сейчас производится порядка 5000 наименований, и знатоки говорят, что это разные сорта водки, и знающий человек может различить все эти сорта. Я не берусь об этом судить».

Член научного совета Московского центра Карнеги признается, что его хобби – региональные сорта водки. Региональные не в том смысле, что они просто производятся за пределами Москвы или в Москве, а в том, что они несут какую-то смысловую нагрузку.

«Это, на самом деле, очень интересный индикатор, — поясняет Петров. — У меня в коллекции сейчас 1400 разных региональных брендов водки. Ситуация меняется, и в этом смысле расцвет «водочного» регионализма уже позади, но какое-то время водка давала до 30% и больше доходов регионального бюджета. Каждому региону было очень важно потреблять свою водку, произведенную у себя, потому что она давала эти деньги, а не произведенную у соседей, которая пополняла деньгами соседский бюджет».

Вот и выдумывались в то время такие «родные» бренды и названия для водок, чтобы те согревали (в буквальном опять-таки смысле) сердца местных жителей. По мнению Николая Петрова, главная идея реализовалась стопроцентно: человек шел в ларек и покупал там именно свою местную водку, а не чужую «кристалловскую» или какую-либо другую. Кстати, данное попадание в цель (то есть конкретно в целевую аудиторию) побуждало региональных выдумщиков производить все новые и новые сорта, чтобы хоть как-то разнообразить вкусы своих потребителей. А заодно, вследствие такого разнообразия, находить наиболее важные и согревающие сердца – правда, как правило, массового, а не элитарного потребителя — события, явления, имена в регионе. Кстати, в связи с этим в те времена стала очень популярна филателия. По водочным этикеткам сегодня можно изучать историю нашей страны, а по брендам водки можно изучать региональную идентичность, утверждает научный деятель.

И немного об элитарности…

Заявления члена центра Карнеги в каких-то моментах спорные. Не исключено, что водки в России сегодня, действительно, так много, как говорит г-н Петров. Однако факт в том, что практически каждый производитель норовит выдать свой продукт за элитную водку. А между тем, еще десять лет назад в России не было понятия «элитарная», применительно к русской водке, как такового. На отечественном рынке господствовали западные «Абсолют» и «Финляндия». Только в 1995 году компания «Времена года» выпустила первую элитарную русскую горькую под названием «Чайковский».

Оксана Матюнина

Комментарии

  1. Геннадий:

    Здесь обязательно надо указывать о каком продукте идет речь! О водке в ее сегодняшнем виде: ректификат+вода, а не водка, которая была из дистиллята.

Оставьте комментарий


Саке в винном бокале

Королевство белого вина

«Трахтен» @ beer

Вино в «северном» стиле

Кровь и вино